На зарядку становись

Стоит ли переходить на электрокары или время еще не пришло?

Экологи называют электромобили единственным видом транспорта, способным предотвратить экологический кризис. В свою очередь, владельцы авто с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) зовут их только модными игрушками. Однако технологии не стоят на месте, поэтому с каждым днем ​​моделей авто с электроприводом все больше, а цены на технические решения снижаются, все больше концептов реализуются как массовые продукты. Электромобили появились в модельном ряду многих автопроизводителей, на рынок выходят новые компании, специализирующиеся на производстве исключительно электромобилей.

Вектор развития уже определен, государства поощряют граждан к приобретению электрокаров и стимулируют развитие соответствующей инфраструктуры. Скоро владельцы электромобилей смогут подзаряжать аккумуляторы на обычных автозаправочных станциях. С 1 ноября 2016 года все российские АЗС должны быть оборудованы колонками для подпитки автомобилей с электродвигателями. Такое требование определено постановлением правительства. Зарядные станции для электромобилей теперь включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса. Однако не следует пренебрегать такими специфическими чертами человечества, как инертность мышления, недоверие к новому или нежелание рисковать.

Большинство людей, которые с недоверием относятся к электромобилям, признают прогрессивность данного вида транспорта и соглашаются с тем, что будущее именно за ними, однако рассматривать электромобиль в качестве своего будущего/следующего транспорта в основном отказываются, руководствуясь несколькими широко известными (причем, иногда небезосновательными) фактами. Особенно потребителей беспокоит автономное движение электромобиля и время зарядки. Однако эти опасения почти беспочвенны — 80% водителей в городе ежедневно проезжают не более 80 км. То есть большинству электромобилей одной зарядки хватает минимум на день или два. Чтобы убедить население, понадобятся значительные усилия. Во-первых, производителям электромобилей придется инвестировать миллиарды долларов в сами модели и в соответствующую инфраструктуру (зарядные станции). Во-вторых, нужны усилия государства, чтобы поощрить производителей к крупным инвестициям.

Во многих странах работа в этом направлении продолжается: государство субсидирует заводы, выпускающие аккумуляторные батареи, также имеются значительные субсидии и налоговые льготы для станций техобслуживания, сервисных центров и непосредственно потребителей, бесплатная парковка для электромобилей и тому подобное. Вопрос только в массовости этих мероприятий. Возьмем в пример Китай — мирового лидера по производству электромобилей. Общий объем господдержки здесь около $ 15 млрд на 2016 год. С 2009 года государство субсидирует приобретение электроавтобусов длиной более 10 м. На $ 79 000 и электромобилей на $ 8800 за единицу. США делает крупные инвестиции в развитие инфраструктуры, средства, привлеченные в научно-технические разработки в области электротранспорта, достигают более $ 27 млрд к 2016 году. Общий объем налоговых льгот, стимулирующих спрос на электромобили, достигнет $ 750 млн. Более половины стран Евросоюза нацелены на развитие электромобильного сектора.

В России на данный момент зарегистрировано всего 722 электромобиля. При этом зарядная инфраструктура насчитывает порядка 60 станций, из них 30 расположены в Москве и столько же — в регионах. Зарядки для электромобилей есть, например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Сочи и даже на острове Валаам. До конца 2016 года, по оценкам Россетей, общее число зарядных станций для электромобилей вырастет на 20 процентов. В настоящее время существует два типа зарядных станций: быстрые и медленные. На быстрых станциях зарядка происходит в течение 20-30 минут. На обычных АЗС будут размещаться именно такие зарядки. На медленных станциях для подзарядки аккумуляторов требуется несколько часов. В основном они предназначены для ночной подпитки автомобилей. Но такие станции актуальны и для посетителей крупных торговых центров, которые проводят там по несколько часов, а автомобиль в это время заряжается.

Владеть электромобилем довольно выгодно. Одна полная зарядка сегодня обходится примерно в 130-140 рублей. Подсчитано, что при годовом пробеге в 20 тысяч километров, владелец электромобиля будет тратить на электричество примерно 41 рубль в сутки. Это значительно дешевле, чем обходится бензин для бензинового авто. А если ставить машину заряжаться на ночь, то по ночному тарифу электричество обойдется еще дешевле. Сейчас на одной заправке можно проехать от 150 до 300 км, чего вполне хватает при использовании в пределах городской инфраструктуры. По самым оптимистичным, но, честно говоря, вряд ли реализуемым прогнозам к 2020 году в России количество машин с электродвигателем может вырасти до 200 тысяч, из них до 110 тысяч машин будут находиться в Московском регионе.

Пока же число электромобилей, которые приобретают россияне, падает. Исследование агентства «Автостат» информирует, что за 9 месяцев 2016 года россияне купили на 20 процентов электромобилей меньше, чем за тот же период прошлого года. Самой популярной среди почитателей современных «зеленых» технологий остаются электромобили Tesla. Первенство держит седан Tesla Model S, таких продано 24 штуки, еще 6 продаж за новым кроссовером Tesla Model X. На втором месте компактный городской микроавтомобиль Mitsubishi i-MiEV (20 продаж), а на третьем тоже электрокар из Японии Nissan Leaf (11 проданных машин). При этом совсем недавно появившийся на российском рынке Renault Twizy, который тоже является городским микроавтомобилем, уже приобрели 3 человека.

В России все-таки не самый удачный климат для электромобилей и пока еще неразвитая инфраструктура для «зарядки-заправки». Впрочем, подвижки в популяризации этого вида «топлива» есть. И вот эти поправки, которые вступят в силу с ноября, могут подвигнуть на приобретение электромобиля. Хотя стоит признать, что пока продажи этого вида транспорта падают. Причина простая — те люди, которые умеют считать деньги, банально понимают сейчас, что такая покупка экономически пока не выгодна даже с точки зрения имиджа.

Автор: Юрий Набоков.

Написать отзыв