Интернет-технологии в образовании

До чего дошел прогресс и нужен ли он вообще?

Автор: Владислав Малышев

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Всемирная паутина дает большие возможности для развития образования: дистанционное обучение, доступ к большому количеству информации. Но в то же время встает и проблема защиты детей от негативного контента, с которым они сталкиваются в поисках полезной информации в Интернете. Реализация рыночных реформ в России и ориентация отечественной экономики на Запад требует от российских бизнесменов и предпринимателей перехода на качественно иной уровень работы, уровень, в котором значительная роль отводится Интернету как составной части культуры, науки, экономики, образования.

Статистика выделяет две основные причины низкого уровня эффективности разных видов деятельности отечественных организаций. Первая причина — это недостаточный уровень развития в нашей стране рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, где как раз существенную роль играет Интернет. Вторая причина — это низкий уровень развития культуры, навыков управления, недостаточный уровень образования работников управленческого звена всех уровней. Сегодня, чтобы обеспечить конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, необходимо иметь в штате сотрудников не только тех людей, кто имеет специальные и фундаментальные знания, умения и навыки в своей сфере деятельности, но и тех, кто способен искать информацию, учиться новому, мыслить нестандартно и современно. И в данном аспекте образования нельзя недооценивать роль Всемирной паутины.

Интернет не мог не проникнуть и в образование, ведь сегодня он повсюду. Вряд ли найдется человек, не слышавший хоть раз в жизни о Всемирной паутине. Благодаря Интернету мы имеем возможность получать новостную информацию, смотреть различные аудио- и видеоресурсы, общаться в социальных сетях. Доступ в Сеть дает возможность виртуального контакта с миром из любой точки земного шара.

Влияние на подростков

Из года в год увеличивается число подростков, которые проводят больше времени в Сети. Согласно данным ФРИ за 2016 г., больше 98% детей в возрасте от 12 до 17 лет проводят время в Интернете почти каждый день, независимо от времени суток и места расположения (точки Wi-Fi). В сравнении с 2013 г. число детей, пользующихся Интернетом в профессиональном образовании и вне школы, увеличилось в разы. Взрослые не так увлечены виртуальной реальностью: только 50% родителей подростков используют для связи социальные сети. Они используют всевозможные уловки и проводят в семейном кругу целые мероприятия по предотвращению пагубного влияния Интернета: разрешают детям заходить в Сеть лишь на несколько часов в день, занимают их делами, больше общаются, позволяют использовать интернет-технологии в образовании.

Тем не менее это не мешает школьникам в выходные дни, тайком от родителей, проводить все свое время в интернет-кафе. Несмотря на то, что в будние дни ребята бывают заняты учебой и другими домашними делами, все же им удается посидеть онлайн до трех часов в день, учитывая, что они также используют Интернет в профессиональном образовании. По статистике, в 2013 г. более трех часов в Интернете находился каждый четвертый ребенок, в 2016 г. это число увеличилось до каждого третьего ребенка. Очевидно, что влияние Интернета на подростков заражающе и лавинообразно. Статистика свидетельствует о том, что основное время подростки проводят в Сети, и это для них имеет первостепенное значение — здесь они учатся, играют и общаются со сверстниками. Кроме того, интернет-технологии в обучении стали новым образом жизни детей: так они могут получить максимум информации и общения, поэтому меры по предотвращению пагубного влияния Интернета должны быть разумными.

Итак, что же происходит с нашими цифровыми детьми? Во-первых, нужно признать, что современные дети (пользователи Сети) существенно отличаются от поколения, жившего 10–15 лет назад. Увы, но нахождение онлайн по 4–5 часов в день не проходит бесследно и оставляюет свой отпечаток на психике. Кроме того, влияние Интернета в профессиональном образовании может иметь свои положительные и отрицательные стороны. В зависимости от изучаемого контента, ребенок может как восполнять пробелы знаний (чтение Википедии, поиск материала для реферата), так и без пользы проводить время (под видом учебы играть, смотреть фильмы и ролики).

В образовании и в быту: польза и вред

Для начала рассмотрим, какие изменения происходят в высших психических функциях при нахождении в Сети.

  • Память: дети, пользующиеся поисковыми системами (Google, Yandex), запоминают не содержание информации на странице, а место, где находится источник. Так развитие памяти прекращается, поскольку человек знает, где находится информация, и всегда может найти ее.

  • Внимание: из-за огромного потока информации (текст, видео, игры) внимание ребенка рассеивается. При этом влияние Интернета в профессиональном образовании на подростка вполне благоприятное (изучение одного предмета).

  • Восприятие: школьники, проводящие время за компьютером, постепенно перестают получать сенсорные сигналы окружающего мира. У них притупляются чувства, восприятие запахов, звуков, возникают фобии прикосновений.

  • Многозадачность: характерная черта мышления, для которой тотальные меры по предотвращению пагубного влияния интернет-технологий в образовании просто губительны. Вы можете заметить, как ваш ребенок занимается сразу несколькими делами (общается в чате, ест бутерброд и делает домашнее задание). В современных условиях эта черта необходима, ради ее развития не стоит прибегать к полному отключению домашней сети.

Исходя из вышеописанных изменений, можно применять следующие меры контроля:

  • Чтобы влияние Интернета в профессиональном образовании и отдыхе не стало пагубным, можно установить лимит пребывания в Сети через настройки — здесь главное не перегнуть палку, проследить, когда ребенок сидит за уроками, и устанавливать контроль на то время, когда Интернет ему не понадобится.

  • Объяснять родителям, что нужно больше общаться в кругу семьи — вместе проводить время за настольной игрой, ездить на природу, заниматься любимыми делами, делиться интересными соображениями. Возможно, это будет самой эффективной мерой по предотвращению пагубного влияния интернет-технологий в образовании и развлечениях.

Подростки превращаются в «цифровых аборигенов»?

Еще в 2000 г. американский педагог Марк Пренски впервые использовал точное определение для детей, родившихся в цифровую эпоху: «цифровые аборигены». Он подчеркнул тем самым существенное отличие нового поколения от старой эпохи быта. В противовес, взрослую часть населения, тех, кто дожил до цифрового бума, Пренски назвал «цифровыми мигрантами». В чем же отличие последних от первых? Основная разница в образе жизни, «аборигены» живут в Сети, а «мигранты» знают ценность реальной жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что меры по предотвращению пагубного влияния Интернета могут быть важны и эффективны, но проблема заключается в том, что поколение «аборигенов» появилось именно в эпоху новых интернет-технологий в образовании. Им очень трудно отказаться от тех замечательных возможностей, которые открывает для них виртуальный мир.

Обучение на расстоянии

Дистанционное обучение — это способ освоения образовательных программ ФГОС, предполагающий техническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование образовательных и педагогических технологий (в том числе электронно-сетевых) и соответствующих организационных форм. В век всеобщей компьютеризации дистанционное обучение стало доступным всем, кто владеет элементарными навыками работы с компьютером и интернет-технологиями. Чаты, вебинары, сайты, видеоуроки и другие формы взаимодействия ученика и учителя позволяют учиться на расстоянии.

В Законе об образовании в порядке использования дистанционных образовательных технологий говорится, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. С 1 января 2015 года вступил в силу профессиональный стандарт педагога. Современный педагог должен применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Светлые стороны

Информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, которое, имея ряд преимуществ по сравнению с другими формами, приобретает сегодня все большую популярность. Отличием дистанционного образования от остальных форм обучения является то, что оно предусматривает индивидуальный план занятий. Каждого «дистанционного» студента курирует определенный преподаватель. Он дает обучающемуся консультации при возникновении затруднений, проверяет тесты и работы, помогает готовиться к экзаменам. Связь между студентом и преподавателем осуществляется через Интернет.

Учебные материалы студент получает не в виде обычных учебников, а в электронном виде. К тому же обучающийся может сам выбрать последовательность изучения дисциплин и скорость работы. Например, если какой-то курс растянут в обычном высшем учебном заведении на целый год, то при дистанционном обучении есть возможность пройти все за один семестр или, наоборот, растянуть обучение на несколько лет. Не стоит думать, что дистанция, предполагаемая данным видом обучения, ведет к тому, что студент учится спустя рукава. Халтурить не получится. Ведь система держится на жестком контроле и отчетности. За каждый изученный курс студент должен отчитаться перед преподавателем, сдав тесты, контрольные работы и т.п. Пока они не будут сданы, обучение дальше не двигается.

Опираясь на иностранный опыт

В странах Запада дистанционное обучение очень распространено. Причем дистанционный диплом там ничем не отличается от обычного. В сети Интернет огромное количество электронных библиотек. Если раньше нужно было посетить обычную библиотеку, чтобы достать необходимую книгу или учебник, то сегодня любую нужную информацию можно получить не выходя из дома. В Сети можно прочитать практически любое издание, научную статью, журнал или получить данные об интересных исследованиях.

Интернет дает огромные возможности для образования:

  • Обучающиеся, живущие в районах мира, где образование на должном для современного общества уровне отсутствует, получили возможность иметь доступ к информационным ресурсам и знаниям, о которых раньше можно было только мечтать.

  • Можно создавать новые возможности для интеллектуального сотрудничества и когнитивного обучения.

  • Дети из разных регионов мира получили возможность общаться с детьми других национальностей, что позволяет выходить на новый уровень культурного развития общества.

  • Появились новые возможности для образования инвалидов, которым теперь доступно обучение в том же объеме и качестве, что и их здоровым сверстникам, посещающим обычные учебные заведения.

  • Взрослые люди могут благодаря Интернету обучаться или проходить переподготовку прямо на рабочем месте, без отрыва от своих обязанностей; к тому же появляются и дополнительные возможности для профессионального развития.

  • Интернет служит уникальным и действенным средством распространения сложных идей и абстрактных концепций.

Благодаря Интернету учащиеся сегодня не ограничены пространственными и временными рамками. На данный момент в мире насчитывается около 600 миллионов студентов, из которых 30 миллионов обучаются по системе дистанционного образования. Таким образом, в целом Интернет сопровождает современного человека повсюду: и на работе, и в общении, и на отдыхе, и в учебе. Но есть и определенные «но». Что бы ни случилось, мы первым делом обращаемся к Интернету: найти информацию, прочитать почту, узнать контакт. Ведь легче залезть во Всемирную паутину и отыскать там ответ на вопрос, чем раскинуть мозгами. Многим вообще трудно отделить виртуальную жизнь от реальной.

Ложка дегтя

Есть свои «но» и в роли Интернета в образовании. Если раньше для написания работы учащиеся искали разные книги в библиотеках, изучали их, выписывали нужную информацию и, лишь собрав необходимый материал, выполняли задание, то сегодня скачать готовую работу по теме можно с помощью одного клика. Часто сдаются даже не переработанные рефераты и курсовые, в лучшем случае из нескольких делается одна работа.

Конечно, качество знаний, приобретаемых таким образом, говорит само за себя. Ведь одно дело использовать Всемирную паутину для поиска информации в электронном виде вместо обычных изданий, другое — скачать готовую работу, не думая. А ведь еще 20 лет назад все рефераты и курсовые писались от руки и текст тщательно продумывался. Сегодня такой качественный подход — редкость, проще взять готовое и не думать. Хорошо это или плохо — скачивать готовые работы с Интернета — вопрос неоднозначный. Некоторые используют материал просто в качестве варианта или для расширения кругозора. Но бесспорно то, что правильность и надежность информации, выкладываемой во Всемирной паутине в виде готовых работ, часто никто не проверяет, поэтому относиться к ней необходимо с осторожностью.

Совершенно ясно, что для защиты детей от негативной информации, содержащейся в Интернете, мало лишь ограничить их доступ к определенным ресурсам, необходимо еще предложить им альтернативный вариант. Увлекательные, интересные, познавательные сайты и должны сыграть эту роль. В дальнейшем планируется предоставить юным пользователям возможность создавать свои собственные странички. Так дети смогут находить друзей по интересам.

Написать отзыв