Новый полис ОСАГО

Больше года назад, 21 апреля 2015 года, Президент РСА Игорь Юргенс продемонстрировал общественности новый бланк полиса ОСАГО образца 2016 года. И вот 1 июля он поступил во все страховые компании. Чем же отличается новый полис, обязательно ли менять старый, но еще действительный, а также будет ли он меняться и дальше - обо всем этом по порядку. Для начала следует напомнить, что примерно с марта текущего года многие водители буквально живут в офисах страховых компаний. Когда до внедрения в систему полисов нового образца осталось каких-то три месяца, начали происходить необъяснимые вещи.

Во-первых, приобретение электронного полиса ОСАГО через Интернет на сайтах абсолютно всех страховщиков стало практически невозможным. Лишь нескольким счастливчикам удалось таким образом застраховать свое авто, не простаивая месячные очереди в офисах и минуя оплату дополнительных услуг. Остальных ждали постоянные ошибки, технические неполадки сайтов и прочие причины, вынуждающие обращаться в офис страховой компании. Во-вторых, тех, кто по старинке отправился за продлением ОСАГО, ждал неприятный сюрприз. Во многих регионах большинство компаний внезапно заявили о дефиците бланков полюсов, а в тех офисах, где они были, страховщики начали нагло навязывать целый ряд дополнительных услуг. Таким образом, стоимость обязательной страховки авто увеличилась в три раза, а водители встали перед выбором – согласиться на предлагаемые условия или занимать месячные очереди в тех компаниях, где ОСАГО не подорожало. Хотя из-за этой проблемы примерно половина владельцев автомобилей до сих пор ездят без страховки.

Долгожданное 1 июля наступило, новые полюсы вошли в оборот, но улучшилась ли ситуация? Как выяснилось, пока что ничего не изменилось. Более того, до 1 октября 2016 года страховые будут выдавать бланки как нового, так и старого образца. Все потому, что на самом деле никакого дефицита полю- сов не было, и теперь старые полюсы некуда девать. Основной целью создания нового бланка была представлена борьба с поддельными полисами, заполонившими рынок за последний год. Поэтому главные его новшества связаны с увеличением степени защищенности.В основном были внедрены элементы, используемые в банкнотах.

Разберем ключевые новшества, которые претерпел бланк:

  • Во-первых, изменился цвет. Он стал розовым, вместо привычного зеленого.
  • Во-вторых, фон бланка был существенно усложнен, на него нанесли графические узоры, внедрили так называемую цветовую растяжку от желтого к розовому и сиреневому цветам.
  • В-третьих, в новом образце полностью заменили шрифты. Они стали больше и лучше читаются.
  • В-четвертых, новый полис получил более сложные водяные знаки, у которых изменился размер и размещение по площади бланка. Таким образом, взглянув на просвет, можно увидеть схематические изображения автомобилей и добавленные по краям вертикальные водяные знаки в виде логотипа РСА.
  • Наконец, в новый бланк полиса ОСАГО спрятали металлизированную нить, на которую нанесена надпись «ОСАГО», а на просвете читается текст «полис». Одно только это новшество усложнит работу мошенникам минимум на 2 года – примерно столько предстоит потратить времени для отладки технологии ее изготовления.
  • Помимо этого в правом верхнем углу появился особый двухмерный QR-код, в котором будут содержаться сведения о страховой компании, оформившей полис. Туда же обещали добавить информацию самого полиса: сведения о страхователе, автомобиле и данные по аварийности из базы АИС РСА.

Теперь перейдем к основным вопросам, которые волнуют всех автовладельцев. Как многие и опасались, данный вариант бланка ОСАГО не конечный. В будущем полис будет совершенствоваться и дополняться сведениями, которых раньше в нем не было. К примеру, РСА пообещала внедрить формулу полного расчета страховой премии со всеми примененными коэффициентами, включая коэффициент за аварийность бонус-малус.

Тем водителям, которые уже застраховали свое авто до введения полиса нового образца, не придется в принудительном порядке его менять. «Зеленые» полисы ОСАГО будут функционировать параллельно с «розовыми» и иметь такую же юридическую силу. Таким образом, те, кто до сих пор не смог приоб- рести страховку, могут обратиться в офис страховой компании, где им могут выдать полис нового образца. А те, кто уже успел это сделать, получат новые бланки тогда, когда истечет срок их текущего полюса.

Также, вопреки многим опасениям, затраты на замену полисов должны лечь на плечи страховщиков и не отразятся на стоимости ОСАГО. Хотя, по словам Игоря Юргенса, себестоимость новых бланков изменилась несущественно – всего на 1 рубль. Кстати, это не все новшества, которые появились с 1 июля. До конца этого года собираются наладить систему электронных техпаспортов – обещают с января 2017 начать замену бумажных ПТС на электронные. Делается это для того, чтобы существенно упростить процедуру купли-продажи транспортных средств.

Подводя итог, стоит отметить, что с поступлением новых бланков в страховые компании ситуация с ажиотажем вокруг ОСАГО не изменилась. Приобре- тение полюса через Интернет по-прежнему остается проблематичным, нескончаемые очереди в офисах страховщиков не убавились, а дополнительные услуги по-прежнему навязываются под страхом невыдачи полюса. Быть может, надзорным органам пора перестать играться с новшествами и своими глазами убедиться в том, насколько проблема с ОСАГО реальна.

Написать отзыв